В помощь современному логисту разработаны сервисы, автоматизирующие рутинную работу: расчет весогабаритных характеристик, инструменты оповещения клиентов о доставке, программы сбора отзывов. В их числе и алгоритмы маршрутизации, которые распределяют заявки по путевым листам водителей и строят маршруты с учетом временных окон, пробок, особенностей товара и транспорта.
По данным Data Insight на 2021 год 77% магазинов получают не более 50 заказов в день. От 50 до 300 заказов получают 17% магазинов, доля магазинов с 300+ заказами – 6%. Как организована их работа с заявками?
Сценарий номер один:
Логист составляет маршруты для водителей вручную и контролирует выполнение доставки по составленным путевым листам.
Сценарий номер два:
Компания покупает и использует сервисы автоматизации логистики в помощь оператору или логисту.
Какой вариант оптимален в вашем случае? Давайте разбираться.
Опытный логист
Можно обойтись силами специалиста:
- Компания работает с 1–2 курьерами/водителями и оперирует 15–30 заказами в день. Распределяя заказы вручную, логист не перегружен работой с учетной системой и оптимально распределяет нагрузку на службу доставки.
- Компания работает с постоянными клиентами. Маршруты доставок практически не изменяются. Логист заранее знает даты и объемы доставок по заказам. Водители распределены по знакомым маршрутам и ездят по ним каждый день.
- Логист обладает информацией, которую сложно учесть в сервисе автоматизации. Опытный специалист может «держать в уме» знание о доступности парковочных мест на точке доставки или высоте пролета моста в промзоне на подъезде к пункту разгрузки.
Пример из практики
Логист компании-дистрибьютора питьевой воды учитывает время водителя на маршруте анализируя погоду. Если водитель развозит больше 20 заказов в день при минусе на градуснике, то вода для последнего клиента попросту замерзнет!
Стоит задуматься об алгоритме:
- Каким бы опытным не был логист, он человек и может ошибаться. Многочасовой труд по составлению маршрутов, звонки клиентам и водителям для получения информации о заказе, отработка жалоб… Чрезмерная нагрузка приводит к тому, что заявки теряются, доставки переносятся, а количество рекламаций от клиентов растет.
- Доставка требует высокой точности по времени. Логист сопоставляет окна доставки с ситуацией на дорогах, временем на загрузку/разгрузку и оформление документов. Чтобы составить оптимальный маршрут с учетом всех параметров, нужно перебрать до миллиона вариантов, логист точно не может это сделать физически, даже для 5 машин.
- Логист становится уникальным незаменимым сотрудником. Чтобы сохранить такого специалиста, компания платит зарплату выше рыночного уровня. Ведь только ваш логист на 100% управляет процессом: знает все тонкости доставки и особенности работы с клиентами. В случае болезни или увольнения опытного сотрудника, руководство столкнется с вызовом - поиском замены. Аналогичная ситуация происходит, когда компания масштабируется и приходится нанимать еще одного логиста.
Алгоритм маршрутизации
Алгоритм станет незаменимым помощником:
- Качество работы алгоритма маршрутизации не зависит от количества заказов. С разницей в пару минут он распределяет заявки по маршрутным листам как для 2, так и для 15 водителей или курьеров. Компания избавляется от одного из ограничений по объемам доставки, что позволяет масштабироваться без потери качества.
- Автоматическое построение маршрутов учитывает временные окна, пробки, время в пути и на точках. Алгоритм всегда строит путь для водителя по оптимальной траектории. Это дает бизнесу конкурентное преимущество в клиентском сервисе, потому что клиенты получают свои заказы точно в срок.
- При работе с сервисом маршрутизации в компании появится аналитика, которая поможет оценить эффективность службы доставки. Учет времени, расстояния, расходов на топливо, трекинг водителей – ценная информация для принятия управленческих решений руководителем отделения или компании.
- Алгоритм маршрутизации избавит службу доставки от зависимости в уникальных логистах. Новый сотрудник быстро пройдет обучение, потому что программа легка для понимания и работает в привычной учетной системе. Знания об особенностях процесса доставки начнут храниться не в голове, а в системе.
Алгоритм может не подойти:
- Часть водителей и курьеров выступают против использования приложений и не хотят работать под указкой программы. Они убеждают руководство, что знают район как свои пять пальцев.
- Компания не готова единоразово инвестировать в программное обеспечение, когда не понятна ценность и выгода от использования. Решение о приобретении любого сервиса автоматизации принимается исходя из бизнес-целей. Прежде всего необходимо оцифровать выгоды, которые получит компания при использовании продукта. Попробовать работу в сервисе можно бесплатно, а после рассмотреть подписочную систему.
- Процесс доставки в любой компании обрастает своими особенностями, которое невозможно учесть в программе при запуске. При внедрении ПО закладывайте время на адаптацию системы.
Итогом получаем картину:
В таблицу заведомо не включаем параметр цены, потому что стоимость каждого решения индивидуальна. Нанимать нового логиста, повышать зарплату существующему, приобретать сервис маршрутизации – сводные цифры посчитать можете сами. В расчет окупаемости желательно заложить сценарии масштабирования и альтернативные способы оптимизации затрат.
В истории успеха компании «Zoodelo» инвестиции в автоматизацию логистики окупились за год. Как именно: читайте в нашем кейсе.
Очевидно, что отказаться от работы логиста невозможно. Что будет входить в его обязанности решает руководитель: оформлять заявки, заниматься операционной деятельностью или освободить от рутины и контролировать качество работы доставки.
Априори, организация работы логистической службы определяется бизнес-целью. Если она имеет четкие очертания и не достижима текущими силами, маршрутизация станет верным решением. К которому следует подходить системно.
- По вопросам установки и поддержки Telegram | WhatsApp | info@mappa-logistics.ru | 8 (812) 309-29-03
- Telegram-канал логиста – https://t.me/mappalogistics
- Instagram «РАУ АйТи» – https://www.instagram.com/rau_it/