На практике Олег проводит консультации по выбору и использованию программ управления логистикой. В течение нескольких лет он занимался научной разработкой алгоритмов с применением искусственного интеллекта для поиска лучших ценовых решений в области гостиничного бизнеса.
В разговоре мы обсудили следующие вопросы:
- Какие ошибки совершают компании в управлении логистикой?
- Какими свойствами должна обладать система управления логистикой организации?
- Какие технологии логистики будут наиболее востребованы в ближайшие 2–3 года?
- В чем плюсы и минусы облачных логистических решений?
- Какие факторы мешают развитию логистики в информационных технологиях?
- Почему компаниям с собственными службами доставки необходимо инвестировать в цифровизацию логистики?
- Что подталкивает компании на поиск информационных логистических решений?
Какие ошибки совершают компании в управлении логистикой?
Большинство компаний, которые организуют процессы доставки самостоятельно, верны устоявшимся привычкам в управлении своей логистикой. Они не хотят делать правильно, ведь это требует не только перестройки процессов внутри бизнеса, но и перестройки ментальности.
В компаниях не работают с прозрачностью. Например, не заводят остатки на складе. Возникает «эффект хлыста», когда незначительные изменения в спросе приводят к большим колебаниям в закупках и затовариванию складов.
В феврале 2022 года с внутренним «хлыстом» столкнулось подавляющее число владельцев бизнеса, имеющих закупки в валюте. Когда закупочные цены увеличились, технологи в панике сформировали большие запасы. Эти закупки даже не фиксировали в учетных системах. Теперь, когда цены нормализовались, неоприходованные товары оказались никому не нужны: реализовать их по реальным ценам невозможно, а в производственных планах им нет места.
Глобальная тому причина – отсутствие информации. Регламентированных процедур по управлению логистикой в предприятиях малого и среднего масштаба нет, как и не определены лица, ответственные за эти процессы. Чтобы избежать подобных кейсов, системой должны быть предусмотрены все процедуры. С внутренним «хлыстом», например, это процедура срочной закупки.
Какими свойствами должна обладать система управления логистикой организации?
Программа управления логистикой должна быть понятна и доступна. У нее должно быть информационное сопровождение. У отраслевого софта с этим проблемы. Поэтому бизнес часто нуждается в помощи при выборе программного обеспечения.
Следует обращать внимание на то, чтобы у вендоров систем управления логистикой в команде были аналитики-логисты. Они помогут создать работающий инструмент автоматизации и реорганизовать при необходимости внутренние процессы.
Система управления логистикой накладывает требования на IT-инфраструктуру компании. Важна помощь в ее подготовке для запуска новой программы и проработка резервных каналов хранения и передачи информации.
Какие технологии логистики будут наиболее востребованы в ближайшие 2–3 года?
В глобальном масштабе: перспектива развития искусственного интеллекта. Это технологии самостоятельного определения «триггеров», которые влияют на выбор пользователя.
Текущие системы могут работать с заданными параметрами: программа, к примеру, ориентируется на погоду, загруженность дорог и выбирает для логиста наилучший вариант.
Будущее технологий логистики за поиском «триггеров» искусственным интеллектом. Пока таких систем нет, но они появятся в самом скором будущем.
В масштабе России первоочередный вектор – комплексное развитие и распространение WMS- и TMS-систем. Программ, которые отличаются простотой (в противовес ERP-системам) и станут доступны предприятиям любого размера.
В чем плюсы и минусы облачных логистических решений?
Плюс «облака» в том, что логистическое решение можно легко развернуть. Подготовка IT-инфраструктуры не потребуется.
«Облако» также закрывает вопрос утери данных: создаются резервные копии учетной системы, которые при желании можно хранить в других «облачных» сервисах. Дублировать информацию необходимо в любом случае: и в «облаке», и на серверах.
Большая проблема, которая тормозит развитие облачных логистических решений – in-house программисты. «Если у меня есть свои специалисты, зачем я должен платить за какую-то систему?» - задается вопросом типичный владелец бизнеса.
Например, в компании купили и поставили логистическое решение, а всю дальнейшую работу по сопровождению оставили на своего информационщика. Обычно через 6–7 месяцев у такого бизнеса начинаются проблемы. Штатный специалист не справляется, потому что новую систему не знает, а средства на обслуживание вендором изначально не заложили.
Пока в России мало кто готов идти по пути подписки. Посмотрите на музыкальные стриминги: кто-то пользовался Spotify, перешел на Яндекс.Музыку и ругается. Но большинство в стране не понимает, что им не нравится, ведь они ни Яндексом, ни Spotify никогда не пользовались. Очень мало, кто готов платить за подписки – это главный минус облака для России.
Какие факторы мешают развитию логистики в информационных технологиях?
Человеческий фактор по-прежнему побеждает все остальные факторы. Либо стандартов работы нет, либо они есть, но их игнорируют.
Большое количество тараканов, которые препятствуют развитию логистики, в головах дирекции. Это странная боязнь потерять информацию или раскрыть свои тайны, которые в общем-то ни для кого тайнами не являются. Например, стоимость каналов или продуктовых сегментов.
С подобным страхом рекомендовать системы сложно. В консультациях часто приходится не выбирать эффективную систему, а бороться с тараканами в голове собственника бизнеса.
На наших предприятиях нет унификации. Мой партнер, специалист по проектированию атомных систем из Европы, начал работать на российскую компанию и ужаснулся. В учетной системе куча разных стандартов, а процессы дублируются «на всякий случай».
В России участники логистических процессов одинаковые вещи учитывают и измеряют по-разному: даже адреса и штрихкоды записываются везде по-своему. А без унификации нет массового продукта, который не требует доработок и отвечает финансовым возможностям бизнеса.
В наших компаниях редко налажены процессы сбора обратной связи от пользователей и клиентов. Руководитель не знает, как удобно получать товар клиенту, чем удобно пользоваться сотруднику. Возникает ситуация, когда систему поставили, но никто ей не пользуется.
Необходимо стимулировать обратную связь от работников и от покупателей. При этом, важно, чтобы и клиент, и работник получал реальную выгоду.
Почему компаниям с собственными службами доставки необходимо инвестировать в цифровизацию логистики?
Чтобы не терять потенциальную прибыль
У огромного количества компаний, которые имеют свой автопарк, нет срочной доставки (доставки день в день). Проблема решается установкой информационной системы и возможностью логисту отслеживать водителей, оперативно назначать им новые задания. В компании боятся потратиться на сервис, а в итоге теряют долю рынка в доставке.
Чтобы оптимизировать работу службы доставки
Цифровизация логистики и работа в информационных системах позволит объединять грузы. Это актуально для 90% компаний, ведь на практике перевозка формируется вручную. Логистическое решение оптимизирует создание маршрутных листов и позволяет сэкономить ресурсы.
Чтобы контролировать водителей
Эта причина банальна, но от этого не менее актуальна. Проблема, как была 20 лет назад, так и продолжает существовать сегодня: клиент ждет свой заказ, а водитель ездит по своим делам. В компаниях нет систем отслеживания, хотя бы трекинга водителей и контроля за ГСМ.
Что подталкивает компании на поиск информационных логистических решений?
Влияет только один фактор. Он определяет, в какой момент в компании пойдут искать систему:
Только натуральная потеря клиентов начинает говорить о том, что надо что-то предпринимать. В большинстве случаев в компаниях работают в хаосе и решают большинство вопросов в пожаре. Ведь, если клиент заплатил – все хорошо.
Это неправильный подход. Необходимо смотреть вперед и понимать, что в определенный момент текущее устройство не справится и случится крах. Однако, цифровизация – зачастую не самая актуальная проблема малого и среднего бизнеса в России.
Установка, поддержка, демонстрация Telegram | WhatsApp | info@mappa-logistics.ru | 8 (812) 309-29-03
Telegram-канал логиста – https://t.me/mappalogistics
Оцените качество материалов Маппы в анонимном опросе