Содержание
1. Обеление сектора транспортной логистики
2. Хронология событий
3. Что это значит?
4. Что дальше?
Обеление сектора транспортной логистики
Известно, что регулятор пытается обелить сектор транспортной логистики, который на деле представлен как «серый рынок», с непонятными и противоречивыми правилами игры.Причем не только сделать процессы прозрачными и прослеживаемыми, но и повысить эффективность: создать инструменты, которые исключат использование серых схем и сократят число посредников.
С одной стороны, есть конкретные требования гражданского кодекса и федеральных законов (как старых, так и обновленных). С другой, налицо сложность отслеживания соответствия этим нормам и размытые трактовки.
Подходов и этапов реализации идеи было не мало, и заняло это не мало времени, по хронологии:
Февраль 2020
Создана рабочая группа, начата теоретическая проработка возможности процессинга транспортной накладной в электронном виде. От регулятора участвовали ФНС, МТ и МВД.
Октябрь 2020
Эксперимент. 45+ компаний-участников. 5 операторов ЭДО. Появился прототип государственной информационной системы перевозочных документов. Тестировались электронная транспортная накладная (ЭТРН) и электронный путевой лист (ЭПЛ).
Январь 2021
Подведены итоги, разобраны ошибки и проблемы, формат ЭТРН с форматом УПД решили гармонизировать. ФНС разрабатывала новый формат. Приняты изменения в правила перевозки грузов автомобильным транспортом.
Декабрь 2021
Утвержден формат ЭТРН, формат электронного заказ-наряда, формат электронной сопроводительной ведомости. Подготовлена к использованию государственная информационная система перевозочных документов. Начинаются работы по подключению ГИС ЭПД операторов ЭДО. Ведутся работы по утверждению порядка обмена электронных перевозочных документов «ЭПД».
Апрель 2022
7 операторов ЭДО доказали соответствие предъявляемым требованиям законодательства.
С 15.05.2022 по 30.08.2022
Запланирована пред-промышленная эксплуатация ГИС ЭПД.
01.09.2022
Промышленная эксплуатация ГИС ЭПД.
Что это значит?
Перевозочные документы будут передаваться в государственную информационную систему, а оттуда, по каналам системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), заинтересованным федеральным органам государственной власти (ФОИВ).Информация об оформленных ЭТРН и других ЭПД и сведения из них будут автоматически учитываться государством, уменьшая необходимость дополнительных запросов со стороны ФОИВ в рамках плановых и внеплановых проверок.
Новелла формата ЭТРН – это оформление двух опциональных файлов обмена, которые придадут ЭТРН признак первичного учетного документа, освободят от оформления дополнительных бухгалтерских документов участников обмена, т. е. сроки начала отсчета отсрочки платежа приблизятся к моменту, когда перевозчик окажет услугу заказчику.
Формат выстроен так, что в нем содержится в достаточном объеме информация о конечном исполнителе перевозки, что позволит однозначно понимать цепочку взаимосвязей от грузовладельца до конкретного водителя за рулем транспортного средства, а также принадлежность транспортного средства. Эти и другие изменения позволят исключить мошенническую схему «доверчивый водитель», повысят прозрачность перевозок для государства и безопасность взаимодействия для заказчиков услуг перевозки грузов.
Что дальше?
По официальным каналам ФНС сообщило, что работа по переводу в электронный вид ЭПД не приостановится. До марта 2023 разработают форматы новых перевозочных документов: электронный путевой лист (ЭПЛ), электронная заявка на перевозку, электронный заказ на перевозку, договор фрахтования.Подразумевается, что документы также будут передаваться в ГИС ЭПД и использоваться хозяйствующими субъектами.
После, ЭТРН станет обязательным и единственно возможным к использованию, но произойдет это не быстро: когда более 60% участников рынка будет его использовать и не ранее, чем разрешатся не до конца проработанные вопросы:
- Как обеспечить работу с ЭТРН физических лиц?
- Как обеспечить взаимодействие с ЭТРН перевозчикам – индивидуальным предпринимателям?
- Как предприятиям перестроить бизнес-процессы под новую объективную реальность и конкретизированные требования законодательства?
Это тема для отдельного рассмотрения.
Задать вопрос эксперту на тему ЭТРН можно в комментариях telegram-канала https://t.me/mappalogistics
- По вопросам установки и поддержки Telegram | WhatsApp | info@mappa-logistics.ru | 8 (812) 309-29-03