Блог МАППА

Внутри компании или на аутсорсинг?

Статьи
аутсорсинг логистики

Рассказываем:


1.  Ключевые цифры: доля аутсорсинга и собственных логистических процессов по магазинам
2.  Факторы выбора аутсорсинга или собственной службы доставки
3.  Какие процессы отдают на аутсорсинг
4.  Какие процессы организуют внутри компании
5.  Как разделяются логистические процессы в работе с маркетплейсами

Ключевые цифры: доля аутсорсинга и собственных логистических процессов по магазинам


Для понимания общей картины обратимся к цифрам. По данным на конец 2021 года:
  • 83% магазинов отдают на аутсорсинг какие-либо логистические процессы: хранение на складе, доставку до двери или другие
  • 67% магазинов в России отмечают рост цен на аутсорс логистики
  • 17% магазинов выполняют все логистические процессы сами внутри компании
  • 35% магазинов остаются неудовлетворенными работой подрядчиков

При этом наблюдается тренд на увеличение доли аутсорсинга в логистике. Более всего заметен переход на услуги подрядчиков в процессах обработки заказов (+20% за последние два года), обработке возвратов (+18%), хранении товаров на складе (+15%).
В пул логистических процессов, которые отдают на аутсорсинг менее охотно: магистральная доставка (-1% за последние два года), доставка до двери (-7%), прием денег (-9%).

Более всего владельцы магазинов не хотят отдавать на внешнее управление процессы, которые связаны с клиентом. Прием денег и доставка последней мили – важные факторы оценки клиентского сервиса. Терять уже привлеченного клиента, ценность которого выше потенциально нового, тем более по вине подрядчика, совсем не хочется.  

Факторы выбора аутсорсинга или собственной службы доставки


Что определяет выбор между аутсорсингом и собственной службой? 64% опрошенных* назвали стоимость услуг одним из главных факторов определения.

*Опрос проводили в декабре 2021 года, в нем приняли участие 246 интернет-магазинов.  
Первостепенными факторами при выборе респонденты называют:

Стоимость логистических услуг (64% опрошенных)
Оценку рентабельности проводить просто необходимо. Большой поток заказов выгодно отдавать логистическим партнерам и экономить на эффекте от масштаба. Если бизнес средний и малый, то лучше сесть за стол и посчитать экономику двух вариантов организации.

География доставки (43% опрошенных)
Когда мы работаем на всю Россию, а наш магазин представлен одной или несколькими точками в одном или паре регионов, от аутсорсинга отказываться вредно. Так мы не охватываем весь потенциал рынка и теряем искомую прибыль. Здесь важно оценить, какие части процесса междугородней доставки мы можем взять на себя и сэкономить. Пусть на стороне магазина остается обработка и комплектация заказа, доставка до пункта логистического партнера. Считайте, окажется ли это выгоднее, чем отдавать на аутсорс все.

Понятная/прозрачная тарификация (29% опрошенных)
Часто собственники магазинов ссылаются на то, что стоимость собственной доставки сложно посчитать и оценить эффективность. А тарифы партнеров зачастую прозрачны и понятны, их легче принять и включить в статью собственных расходов. Мы же все-таки предлагаем принимать решения на основе полной картины мира – попробуйте внедрить инструменты фиксации всех данных по доставке и свести тарифную сетку для собственной службы. Обычно часть доставок выгоднее покрывать собственным транспортом, особенно работая в пределах одного города и близлежащих районов.

Наличие разных вариантов доставки (21% опрошенных)
Дайте выбор клиенту: сотрудничество со сторонней службой доставки откроет клиенту больше опций по доставке. Отвозите заказ в руке собственными силами и отдайте на аутсорсинг доставку до пунктов выдачи заказов.

Порядок работы логиста регламентирован (16% опрошенных)
Программы управления собственной службой доставки позволяют автоматизировать большинство процессов, которые требовали контроля. Поэтому и здесь у магазина появляется выбор: бояться найма сотрудника взамен передаче всей логистике партнеру уже не стоит. Статистика это подтверждает: важность фактора сократилась на 12% за последние два года.

Какие процессы отдают на аутсорсинг


В среднем интернет-магазины отдают на полный или частичный аутсорс 5 процессов из 14.



При этом 79% магазинов указали, что недовольны тем или иным логистическим процессом, отданным на аутсорсинг. Проблемы у большей доли опрошенных вызывает обработка возвратов — магазины жалуются, что возвраты очень медленно привозят на склады или вообще не привозят, а также на повреждения возвращённых товаров и их упаковки. Только 8% респондентов довольны качеством всех услуг логистических компаний.

Какие процессы организуют внутри компании


Полностью внутри компании традиционно организуют:


Идеального логиста нет, будь это сторонний сервис или сотрудник в штате. Удовлетворенность собственными процессами также страдает от длительной обработки поступающего заказа, отсутствия уведомлений покупателя о доставке, невозможности принять оплату по безналичному расчету. Оптимальным решением является сбалансированный микс между процессами, которые отдаются на аутсорсинг и организуются самостоятельно.


Как разделяются логистические процессы в работе с маркетплейсами


На осень 2021 года, 89% магазинов продают товары на том или ином маркетплейсе. У 10% - больше половины продаж происходит через собственный сайт, а не стороннюю площадку. Популярнее всего Wildberries — с ней работают 67% опрошенных магазинов.
При этом большинство процессов, связанных с маркетплейсами, магазины выполняют сами. Посмотрим на таблицу:


Важно, что при работе с маркетплейсом, от собственной логистической службы требуется оперативная доставка до склада маркетплейса и бесшовная IT-интеграция. Это, так или иначе, определяет необходимость наличия собственной системы автоматизации, эффективность работы которой будет влиять на весь процесс продаж через маркетплейсы.

Маппа – система управления собственной службы доставки, которая позволяет организовать часть процессов своими силами, а пул процессов, которые организовать возможности нет – отдать на аутсорсинг.


Узнать о совместимости системы с вашими логистическими процессами можно на персональной онлайн-демонстрации: