Блог МАППА

Планирование маршрутов доставки. Алгоритм автоматической маршрутизации

Статьи

Содержание


Поделимся с вами:
1.  Важность планирования оптимальных маршрутов доставки
2.  Как можно планировать маршруты?
3.  Как работает алгоритм автоматического планирования маршрутов?
4.  Кому полезно решение?
5.  Как планируют маршруты наши клиенты?

Важность планирования оптимальных маршрутов доставки


Логистику «последней мили» сложно недооценить. Она является заключительным шагом на пути клиента к сделке. Покупатель может найти у вас привлекательную цену и качественный продукт, подходящие условия оплаты, положительные отзывы и хорошую репутация вашей компании, но…отказаться от сделки, потому что его не устроили условия доставки.


Главную роль в выборе клиента играет стоимость доставки. Но высококонкурентных условиях, когда снижать цену отправления нерационально, игроки стараются повышать качество.

Клиент ориентируется на скорость доставки: 19% всех заказов в 2021 году отправлены доставкой, заявленной как срочная (Источник: Data Insight, январь 2022).

Чтобы удовлетворять условиям, которые диктует покупатель и рынок, современный сервис доставки должен быть оптимизирован:
• Использовать минимум транспорта для закрытия потребности в ежедневных доставках;
• Равномерно распределять нагрузку на водителей во избежание срывов поставок, переносов и текучки кадров;
• Иметь актуальную картину транспортных расходов и инструменты для их сокращения
• Соблюдать окна доставки, требуемые клиентом.

Выполнение каждой из этих задач связано с процессом планированием маршрутов.

Как планировать маршруты?


Планировать маршруты можно вручную. Опытный логист учитывает самые тонкие особенности бизнеса, порядок следования по маршруту в случае специфических требований.

Планирование маршрутов вручную имеет обратную сторону: оно может занимать весь рабочий день сотрудника даже при малом объеме ежедневных заказов. Логист перебирает ограниченное количество вариантов маршрутов, а для оптимального может потребоваться перебрать сотни и тысячи. Человек не способен это сделать.

В работе логиста не исключены ошибки по причине человеческого фактора: одновременный учет временных окон, грузоподъемности машин, распределение заказов по зонам и оперативный контроль водителей на маршрутах через звонки. Это нагрузка, с которой невозможно всегда справляться на 100%.

Планировать маршруты можно с помощью запрограммированных алгоритмов. Планировщики, так же, как и логисты, учитывают параметры доставки и ограничения транспортных средств, ориентируются на пробки и сокращают протяженность маршрута.

Современные системы интуитивно понятны. Требования к квалификации человека, управляющего процессом доставки, снижаются, так как система помогает оптимизировать процесс и логисту не нужно учитывать параметры доставки у себя в голове. Планировщик облегчает процесс работы.

«За» и «против» двух способов планирования мы разбирали в статье «Опытный логист или алгоритм маршрутизации?».

Как работает алгоритм автоматического планирования маршрутов?


Алгоритм представляет собой математическую модель, которая решает комбинаторную задачу – перебор множества возможных вариантов маршрута доставки.
В общем виде, алгоритм планирования решает одну из самых известных задач комбинаторной оптимизации – задачу коммивояжера.

При переборе вариантов маршрута алгоритм учитывает изначально заданные условия (количество автомобилей, грузовместимость, временное окно доставки и др.) и их приоритетность (например, важнее использовать наименьшее количество транспорта или максимально загрузить все автомобили).


Подробнее об алгоритме вы можете узнать из демонстрации: оставьте ваш запрос на info@mappa-logistics.ru или позвоните по номеру 8 (812) 309-29-03

Определение приоритетности параметров важная часть настройки алгоритма.

Например, логист службы доставки интернет-магазина ставит в приоритет сокращение протяженности маршрутов. И его водители действительно проехали за день 290км вместо ожидаемых 310км. Но алгоритм для сокращения дистанции потребовал выхода в рейсы пяти водителей вместо четырех. Обоснована ли экономия ГСМ и ресурса транспорта при сокращении дистанции на 20км? Покрывает ли она выплаты водителю, который дополнительно вышел на маршрут?

Приоритетность параметров оценивается задачами бизнеса.

Увеличение заявок на распределение и добавление новых параметров увеличивает время работы планировщика, так как количество возможных комбинаций маршрутов возрастает.

Алгоритм настроен таким образом, что останавливает свою работу и выдает решение при достижении 89–92% от «эталонного» варианта.

На опыте наших клиентов доказано, что это самый сбалансированный вариант. Дальнейший прогон комбинаций алгоритмом занимает длительное время, а результаты не улучшаются значительно, если вы не работаете в масштабе сотен машин и тысяч ежедневных заявок.

Простыми словами, алгоритм представляет собой Доктора Стрэнджа из области логистики. Он, как и супергерой из вселенной Marvel, перебирает тысячи вариантов и находит наилучший сценарий.


Кому полезно решение?


Планировщик маршрутов подходит компаниям, которые:
• Имеют автопарк от 3–5 автомобилей или собираются масштабироваться в объеме работы службы доставки
• Имеют доставку, которая требует учета сразу нескольких факторов: точного времени, характерных особенностей товара (вес, объем и др.), несколько волн доставки и т. д.
• Хотят достичь прозрачности в управлении бизнес-процессами службы доставки: получать аналитику по запланированному километражу и фактическому пробегу. Настраивать приоритеты в построении маршрутов.

Например, региональный интернет-магазин мебели столкнулся с наплывом клиентов после ухода известного зарубежного производителя. Логисты перестали справляться с распределением заявок по маршрутам, сроки доставки растянулись, и клиенты стремительно уходят к конкурентам.

Или дистрибьютор снековой продукции подсчитал, что к лету сеть сбыта расширится до 80 розничных точек, а найм и обучение второго логиста не укладывается в сроки и обойдется на 30% дороже.


И в той, и в другой ситуации планировщик маршрутов позволит бизнесу масштабироваться, не потеряв в качестве доставки. При этом инвестиция в автоматизацию окажется выгоднее, чем расширение штата логистического отдела.

Как планируют маршруты наши клиенты?


Маппа имеет собственный планировщик маршрутов и имеет интеграцию со сторонними планировщиками.

В кейсе «Мир Света» руководитель отдела логистики и склада сети гипермаркетов рассказал, как использование автоматического планировщика увеличило бизнес-показатели.


Читайте кейс на сайте: https://mappa-logistics.ru/cases/lightworld

Установка, поддержка, демонстрация Telegram | WhatsApp | info@mappa-logistics.ru | 8 (812) 309-29-03
Telegram-канал логиста – https://t.me/mappalogistics