Логистический консалтинг: когда компании стоит позвать консультантов на помощь

Гайд, как выбрать подходящего подрядчика для аудита логистики или провести его самостоятельно
Расходы на доставку продукции или транспортировку материалов могут составлять до 18% всех издержек компании. Этот показатель можно уменьшить и для этого не обязательно прибегать к радикальным мерам: сокращать штат или повышать тарифы. Достаточно лишь внимательнее присмотреться к логистическим процессам. Часто аудит помогает стать компании прибыльнее, ведь сокращение логистических издержек всего на 1% равносильно увеличению объема продаж на 20%. Однако, чтобы достичь таких показателей, необходимо грамотно подойти к процессу логистического аудита.

Содержание

Что такое логистический консалтинг

Понять, почему доставка бывает неэффективной, не всегда просто. Директор профильного департамента оптимизирует цепочки поставок, увольняет неэффективных сотрудников или, наоборот, нанимает новых специалистов, а издержки всё равно растут.

В такой ситуации причина часто кроется не в некомпетентности управленца — просто специалисту не хватает взгляда со стороны. Здесь можно привести аналогию с врачом: иногда банальную простуду не получается вылечить обычными методами, потому что за ней кроется куда более серьёзное заболевание, разглядеть которое может только медик. Консультанты по аудиту логистики как раз выступают в роли таких докторов. Они помогают обратить специалистам компании внимание на те моменты, которые по той или иной причине были вне поля зрения сотрудников.

Говоря более предметно, подрядчик анализирует текущие бизнес-процессы на предприятии. Ищет слабые стороны компании, которые делают логистику менее рентабельной и выявляет потенциальные узкие места, которые могут сулить проблемы в будущем. А затем используют свой опыт и знания последних тенденций отрасли, чтобы разработать рекомендации для компании и внедрить передовые методики.

Логистический консалтинг можно использовать как для аудита отдельной области: например, складской логистики, так и для анализа всей цепочки поставок.

Как выбрать подрядчика для логистического аудита

Консалтинг — довольно дорогое удовольствие. Готовы ли вы внедрять улучшения, которые предложит подрядчик? Ответить на этот вопрос стоит ещё до того, как компания приступит к поиску консультанта. Если же руководство настроено решительно, то вот основные моменты, на которые стоит обратить внимание при подборе команды специалистов.

Определитесь с целями и областью. Зачем компании нужен логистический аудит? Какие проблемы он должен решить? Эти вопросы помогут сформировать чёткое понимание результата, который вы хотите получить. И составить внятное техническое задание.

Обратите внимание на опыт аудитора. Кейсы и портфолио — визитная карточка любого консалтера. Желательно, чтобы подрядчик уже реализовывал проекты в вашей сфере. Этот факт будет гарантом, что аудитор знает специфику вашего бизнеса.

Отдавайте предпочтение компаниям, которые понимают локальную специфику. Международный опыт и практики — это хорошо. Но если подрядчик не может адаптировать его к реалиям вашего региона, на выходе вы получите объемный, подробный, но совершенно бесполезный отчёт.

Выбирайте профильных подрядчиков. Возвращаясь к врачебной аналогии: вряд ли кто-то будет лечить разболевшийся зуб у кардиохирурга — даже если у специалиста внушительный послужной список.
На логистическом рынке логистический аудит проводят все, кому не лень. Это и ИТ компании, продвигающие свои WMS, и компании, продающие стеллажи и другое оборудование. Много преподавателей по логистике, которые знают теоретически всё и успешно проводят семинары - они тоже предлагают вам услуги логистического аудита. Сейчас также много коллег логистов, которые остались без работы и пробуют себя недорого в логистическом консалтинге, не подозревая, что оперативная работа в должности директора по логистике серьёзно отличается от работы эксперта по логистике
Николай Лобанов, ведущий эксперт по логистике компании «Лобанов Логист».

Как провести логистический аудит

своими силами?

Логистический аудит можно провести и самостоятельно. Анализ не будет таким же подробным, как при привлечении сторонних специалистов. Однако поможет оптимизировать часть логистических процессов. Или, по крайней мере, покажет, что без участия консультантов всё же не обойтись. Начать, как и при выборе подрядчика, стоит с определения целей.

Поставьте задачи и очертите область аудита. Также обозначьте показатели эффективности (KPI), которые станут основой вашего анализа: стоимость на километр перевозки, процент утилизации склада, время обработки заказов и др.

Соберите данные и проанализируйте текущие процессы. Опросите сотрудников компании, осмотрите объект (например, если вы оптимизируете складскую логистику) и выгрузите данные данных прошлых периодов из БД. Ниже — список вопросов, который поможет вам систематизировать сбор:

Управление складом
  • Как используется складская площадь?
  • Каков уровень запасов? Часты ли излишки или дефицит?
  • Какая скорость обработки и отгрузки заказов?
Транспорт и доставка
  • Нет ли неэффективных путей и холостых пробегов?
  • Какой коэффициент использования транспорта (заполненность автомобилей)?
  • Какая стоимость доставки на единицу товара?
Процессы закупок
  • Насколько оптимизированы сроки и объемы закупок?
  • Как ведется взаимодействие с поставщиками?
Документооборот и цифровизация
  • Используются ли автоматизированные системы управления логистикой (WMS, TMS)?
  • Насколько оперативен обмен информацией между подразделениями?
Идентифицируйте проблемы и узкие места. Постарайтесь определить, где происходят основные задержки в цепочке поставок, каковы причины роста логистических затрат и какие операции дублируются или не приносят ценности.

Сравните бизнес-процессы с лучшими практиками. Например, отраслевыми стандартами или данными конкурентов (если они доступны). Это поможет понять, насколько ваши логистические процессы отстают или опережают рынок.

Разработайте план действий. План должен включать конкретные задачи, сроки выполнения и ответственных лиц. Одним из самых доступных и эффективных инструментов оптимизации логистики может оказаться внедрение системы управления транспортом (TMS).

Например, логистическая система МАППА позволяет автоматически формировать оптимальные маршруты доставки и обрабатывать больше заявок тем же штатом логистов. Также МАППА дает возможность отслеживать ключевые показатели эффективности курьеров и водителей, что поможет вам в дальнейших аудитах.
А чтобы узнать, как «Маппа» поможет оптимизировать вашу логистику, заполните форму
Оставьте заявку — наш менеджер свяжется с вами в рабочее время в течение 30 минут
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.