Как эффективно работать с зонами доставки

Подробный гайд на тему зонирования местности, которое поможет сделать вашу логистику ещё более рентабельной
Некачественная логистика может негативно повлиять на ваш бизнес: согласно исследованию PwС, 36% клиентов откажутся от повторного заказа, если доставка была слишком долгой. А грамотный менеджмент доставки, наоборот, может повысить чистую прибыль на 26%.

Сделать логистику более гибкой и выгодной помогают зоны доставки — приводим подробную инструкцию, как их сформировать.

Содержание

Как определить размер зоны доставки

Очевидно, что у производителя мебели и дистрибьютора цветов будет разный подход к зонированию. Однако есть несколько базовых шагов, которые помогут вам определиться с размером зоны доставки, вне зависимости от специфики бизнеса.

Проанализируйте свою целевую аудиторию. Где живёт ваш клиент? В каких районах города вы получаете больше заказов? Эта информация поможет определить приоритетные зоны доставки, а также их размер. Если вы только начинаете, ориентируйтесь на районы с высокой плотностью населения, где вероятнее всего будет больше потенциальных заказчиков.

Учитывайте количество курьеров и водителей. А также их скорость и расстояние, которое они могут преодолеть. Узкие улицы, пробки и удалённые районы могут усложнить доставку. Поэтому при планировании зон доставки (и формировании маршрутных листов) учитывайте габариты транспорта.

Понаблюдайте за конкурентами. Многие показывают зоны доставки прямо на сайте при оформлении заказа. Попробуйте понять, почему компании-конкуренты зонировали местность именно так. Если они не работают в некоторых районах, это может быть как возможностью, так и сигналом о сложностях в логистике и низком спросе.

Учитывайте транспортные особенности. Пробки, односторонние улицы, качество дорожного покрытия. В городах с развитой инфраструктурой можно также привлекать пеших или велосипедных курьеров для центральных районов.

Исходите из наличия складов и пунктов выдачи. Если у вас есть распределённые склады, дарксторы или пункты самовывоза, зону доставки лучше формировать вокруг них.

Внимательно отнеситесь к типу товаров. Очевидный фактор, о котором не стоит забывать. Если вы продаёте скоропортящиеся продукты, например сыры, зона доставки должна быть ограничена радиусом, в котором можно гарантировать свежесть. Доставщикам воды стоит рассчитывать продолжительность маршрута так, чтобы в зимний период вода в бутылях не замерзала. Для мебели, электроники и других товаров длительного хранения зона может быть шире.

Как сформировать зону доставки

Всё достаточно просто и, что важнее, бесплатно. Всё, что вам понадобится — это Яндекс.Карты. Сервис позволяет разделить город на сектора и указать стоимость доставки для каждой зоны. Также карту с зонами доставки можно добавить на сайт вашей компании.

Зайдите на Яндекс.Карты, войдите в свой аккаунт и выберите пункт «Мои карты». Так вы попадёте в редактор, где вы сможете создать свою карту с зонами доставки вашей компании.
Если у вас есть база клиентов, вы можете загрузить их адреса — они отобразятся на карте в виде «булавок». Так вам будет проще формировать зоны доставки и рассчитывать тарифы. Для этого нажмите кнопку «Импорт» в блоке «Список объектов».
Далее можно сформировать зоны доставки. Для этого воспользуйтесь инструментами «Линии» и «Многоугольники». Для каждого сектора можно задать цвет, а в комментариях указать тариф доставки. Комментарий будет появляться при клике на зону.
Последний шаг — добавление карты на сайт компании. Нажмите «Сохранить и продолжить», а затем выберите тип карты. После нажмите «Получить код карты» и добавьте его в код вашего портала.
После этого любой посетитель корпоративного сайта сможет в несколько кликов узнать стоимость доставки.

Как повысить эффективность логистики с помощью зон доставки

Разделить город на сектора для курьеров можно и с помощью TMS — системы управления транспортом. Алгоритм примерно тот же, что и в случае с картами. Однако TMS при этом даёт логистам компании ряд преимуществ.

Позволяет отслеживать сотрудников в режиме онлайн. При этом у логиста не только появляется возможность видеть трек курьера, водителя или выездной бригады, но и время, которое сотрудники проводят на адресах клиентов. Также благодаря TMS всё общение с сотрудниками можно перенести из мессенджеров непосредственно в систему.

Обеспечивает формирование маршрутов. Причем, в автоматическом режиме. Алгоритм маршрутизации учитывает все параметры, заданные логистом: количество автомобилей, грузовместимость, временное окно доставки и так далее. При этом благодаря трекингу логист может сравнить протяженность маршрутного листа, который сформировала программа, и фактическое расстояние, которое преодолел курьер. Как результат, оптимизировать работу персонала.

Даёт возможность видеть все заказы на карте. А также фильтровать их по дате, зоне, контрагенту и любым другим параметрам. Также многие TMS не только отображают все данные о клиентах, но и умеют автоматически загружать все нужные документы в систему и быстро формировать отчетность.

Внедрение TMS не только разгружает логистов, но и делает работу компании эффективнее. Например, внедрение МАППЫ позволяет доставлять на 30% больше тем же автопарком. А также снизить затраты на логистику на 40%.
Чтобы узнать, как МАППА поможет вашему бизнесу, заполните заявку
Оставьте заявку — наш менеджер свяжется с вами в рабочее время в течение 30 минут
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.