Электронный документооборот в логистике

Как внедрить ЭДО в компании и какие преимущества он даёт бизнесу
С 2022 года транспортные компании, их клиенты, корпоративные логисты и другие участники грузоперевозок могут использовать электронные документы вместо бумажных. Это удобнее и экономнее, особенно если у компании свой автопарк. Рассказываем, как цифровизировать документооборот.

Содержание

Как устроен ЭДО в логистике

В обмене цифровыми документами участвуют грузоотправитель или перевозчик, оператор информационной системы электронных перевозочных документов (ИС ЭПД) и Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).

Компания формирует документ: например, транспортную накладную и заверяет её электронной подписью. Обмениваться документами можно через браузер, программу на ПК или модуль 1С — в зависимости от того, какой способ интеграции был выбран. Сам же процесс выглядит примерно как отправка e-mail’a. Но не через электронную почту, а с помощью сервиса от оператора ИС ЭПД.

Оператор ИС ЭПД отправляет документ в ГИС ЭПД. После проверки ЭПД направляется получателю груза и перевозчику.

Водитель в приложении подтверждает приёмку груза. Если во время рейса его остановит сотрудник ДПС, вместо бумажного документа он сможет показать специальный QR-код, сформированный ГИС ЭПД. А когда товар доставлен, перевозчик подписывает накладную электронной подписью. То же самое делает и получатель.

Какие документы относятся к ЭПД

Электронный перевозочный документ — не просто скан договора или накладной. Это файл формата XML, который создаётся с помощью специальной программы. Каждый ЭПД состоит из нескольких разделов или «титулов». Например, электронная транспортная накладная содержит титулы «получение груза», «приёмка» и т. д. Каждый титул заверяет электронной подписью один из участников перевозок.

Вид и состав ЭПД устанавливает Федеральная налоговая служба. Сейчас в России действуют электронные формы 11 транспортных документов:

  • транспортная накладная;
  • договор перевозки груза;
  • сопроводительная ведомость;
  • заказ (заявка);
  • дорожная ведомость;
  • квитанция о приёме груза для перевозки;
  • договор морской перевозки груза;
  • заказ-наряд;
  • путевой лист;
  • договор фрахтования;
  • коносамент.

Все цифровые бумаги из списка можно формировать и отправлять партнёрам через сервисы ЭПД. При этом дублировать перевозочные документы в печатном виде не нужно.

Как внедрить ЭДО в логистике

Прежде чем внедрять электронный документооборот в транспортной сфере, уточните у своих контрагентов, готовы ли они перейти на ЭДО. Иначе все затраты окажутся напрасными.
  • Оформите цифровую подпись
    Компании понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Сотрудникам, которые будут заверять документы: бухгалтерам, логистам и т. д. также понадобится УКЭП и доверенность от начальства. Водители, которые работают с накладными, могут оформить простую электронную подпись через Госуслуги.
  • Выберите платформу для ЭДО — оператора ИС ЭПД
    Учитывайте совместимость с вашей учетной системой (например, ERP или TMS).
    Также учтите, если вы пользуетесь услугами одного оператора, а контрагент — другого, могут возникнуть сложности. Перед внедрением лучше всего уточнить, с какими операторами может обмениваться документами ваш подрядчик. Сделать это можно на сайте ФНС. Там же есть полный список аккредитованных операторов.
  • Синхронизируйте ЭДО с TMS
    Например, с МАППОЙ. Сервис поддерживает ЭТрН, а также помогает повысить производительность логистов. Благодаря системе сотрудники быстрее формируют маршрутные листы и могут обрабатывать больше заявок без переработок.
А чтобы узнать, как ещё МАППА может оптимизировать логистику вашего предприятия, заполните заявку
Оставьте заявку — наш менеджер свяжется с вами в рабочее время в течение 30 минут
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.