Как наладить внутреннюю логистику предприятия

Перечисляем основные ошибки в организации внутренней логистики и рассказываем, как их исправить, а также с чего начать цифровизацию процессов
Иногда предприятие становится настолько крупным, что впору организовывать внутреннюю «службу доставки». А то и собственную железную дорогу. Например, у крупнейшего завода России — Уралмаша, есть узкоколейка длинной 10 км. А грузовики, курсирующие между цехами, ежедневно проходят порядка 80 км.

При этом эффективности внутренней логистики стоит уделить не меньше внимания, чем внешней — даже если у вас более скромное предприятие. Ведь простои, неравномерная загрузка транспорта и неоптимальные маршруты подвоза ТМЦ влияют на скорость выпуска продукции и прибыльность компании. Ниже — основные рекомендации на тему того, как оптимизировать внутреннюю логистику предприятия.

Содержание

  1. Что мешает наладить логистику внутри предприятия
  2. Что можно сделать, чтобы улучшить ситуацию сразу
  3. Как сделать внутреннюю логистику ещё эффективнее

Чтение статьи займёт 12 минут

Почему внутренняя логистика может быть неэффективной?

Чтобы это понять, начните с анализа текущих процессов. Логистический аудит позволяет выявить слабые места и определить, какие операции требуют улучшения. В ходе аудита обратите внимание на такие параметры, как:

- время на выполнение каждой логистической операции,
- уровень автоматизации процессов,
- состояние складских запасов и логистику их перемещения,
- частоту ошибок при обработке заказов.

На основе аудита можно составить план улучшений, расставить приоритеты для изменений и установить конкретные метрики, по которым будет оцениваться эффективность оптимизации. Ниже перечислены самые распространённые проблемы, которые обнаруживаются в ходе аудита.

Много участников распределения заказов на транспорт

А процессы распределения заказов не автоматизированы. Из-за этого диспетчеру приходится постоянно созваниваться со специалистами отдела логистики и водителями — тратить время на лишнюю коммуникацию.

Транспорт простаивает или ездит в холостую

Ещё одно следствие того, что внутренняя логистика не автоматизирована. Логисты не знают, чем заняты водители, а водители — какую задачу им нужно выполнить. По статистике, простоит транспорта на производстве могут занимать до 40% рабочего времени.

Более того, у сотрудников нет весогабаритных характеристик груза. Из-за этого автомобиль часто загружается неравномерно: например, за небольшой партией деталей приезжает многотонный грузовик.

У сотрудников много бумажной работы

Логистам, сотрудникам склада, водителям и диспетчерам приходится заполнять огромное количество различных бумаг. Такая рутинная работа сказывается на производительности — отчёты составляются часами, и в них часто встречаются ошибки. А запросы на транспортировку ТМЦ между цехами и вовсе обрабатываются столько на следующий день.

Невозможно проанализировать эффективность работы транспорта

У логистов и руководства просто нет данных о пробеге, расходе ГСМ и простоях автомобилей. Либо эту информацию приходится собирать вручную, что превращается в практически невыполнимую задачу.

Нет системы предупреждения о чрезвычайных происшествиях

Диспетчеры и логисты узнают о поломке или нехватке автомобилей спустя какое-то время. Из-за этого нарушаются логистические цепочки внутри предприятия — начинает простаивать не только транспорт, но и производство в целом.

Система перераспределения ТМЦ настроена неправильно

Эта проблема бывает в компаниях, у которых есть виртуальный центральный склад или единая система учёта запасов. В программе все ТМЦ формально числятся на одной площадке, в реальности же материалы и ресурсы распределены между складами цехов или филиалов.

Минус такого подхода в том, что при формировании потребности не всегда учитываются затраты на доставку материалов. Например, филиал «А» видит, что в системе есть 10 квадратных метров сетки-рабицы и заказывает этот материал. Только вот везти сетку будут со склада филиала «Б», который расположен на другом конце города.

Нормативно-справочная информация не нормализована

Как правило, НСИ объединяется в справочники — например, справочник товарно-материальных ценностей. На него ориентируются не только снабженцы при заказе товаров и сотрудники склада при учёте всех ТМЦ, но и остальные подразделения, когда формируют собственные потребности.

Часто информация в справочниках низкого качества: много дублей (когда одни и те же материалы записаны под разными «именами»), ошибок и неточностей в названиях ТМЦ. Из-за этого не только растут неликвидные запасы, но и увеличивается время формирования заказов на складе. Как итог — растёт время доставки ТМЦ для конечного потребителя внутри организации.

Как повысить эффективность внутренней логистики?

Опять же, ответить на этот вопрос можно только после аудита. В одних случаях без перестройки всей логистической системы и даже постройки новых складов не обойтись. В других можно отделаться «косметическими» изменениями — расскажем об основных из них.

Комплектуйте лоты заказов

«Маятниковые» маршруты, когда транспорт постоянно перемещается от склада к цеху, отнимают слишком много времени — как у водителей, так и у других специалистов. Представьте себе мастера цеха, которому постоянно приходится отвлекаться на приёмку товаров: сначала ему привезли инструменты, затем лаки и краски, а потом ещё и лампочки. Гораздо эффективнее формировать лоты заказов и выстраивать логистику так, чтобы один автомобиль привозил сразу все товары.

Введите универсальную тару

Например, пластиковые короба или паллеты с евробортами. Так специалистам склада будет удобнее комплектовать заказы в лоты. А логистам — планировать загрузку транспорта. Это позволит избежать нерационального использования автомобилей и перерасхода топлива: например, когда за небольшой партией приезжает многотонный грузовик.

Закрепите автомобиль за конкретным складом

Или создайте небольшой транспортный резерв. Так у вас будет автомобиль, который сможет оперативно доставить партию МТР или бригаду ремонтников к производству в случае форс-мажора. Да, это немного повысит простои, но зато такая мера застрахует от внезапной остановки производства.

Внедрите цифровые системы

Например, Warehouse Management System (WMS) и Transport Management System (TMS). Они решают большинство проблем внутренней логистики: позволяют вести более точный учет запасов, лучше планировать маршруты и контролировать транспорт. Например, внедрение TMS-системы ускоряет распределение задач диспетчером на 30%.

С чего начать цифровую оптимизацию внутренней логистики?

Есть основные элементы, на которых строится цифровизация внутренней логистики: ERP-, WMS- и TMS-системы. Однако решение о том, какое ПО интегрировать и каким образом, всегда принимается, исходя из требований заказчика и бизнес-процессов конкретного предприятия. Ниже мы лишь разберём основные «кирпичи фундамента» цифровой оптимизации внутренней логистики.
  • ERP (Enterprise Resource Planning)
    Говоря очень упрощённо, это программа, которая позволяет управлять всем предприятием. С помощью ERP-системы можно автоматизировать практически все бизнес-процессы: от финансового учёта до управления производственными линиями.
  • WMS (Warehouse Management System)
    Отдельная программа или сервис, который позволяет автоматизировать складские операции: автоматизирует приемку, хранение, перемещение и отгрузку товаров, упрощает учёт и хранение продукции.
  • TMS (Transportation Management System)
    Облачный сервис или ПО, которое помогает автоматизировать логистику: в режиме онлайн следить за транспортом, планировать загрузку автомобилей и выстраивать оптимальные маршруты. Как и в случае с WMS-системой, модуль оптимизации логистики может работать самостоятельно, так и в составе ERP-системы.
Например, на базе сервиса «МАППА» компания РАУ ИТ создала решение для оптимизации внутренней логистики. Им уже пользуется крупнейший производитель титана в мире – корпорации ВСМПО-АВИСМА. Также «МАППУ» можно использовать и самостоятельно. Продукт позволит бизнесу любого масштаба улучшить качество сервиса службы доставки, экономить на топливе и планировать маршруты водителей.
А чтобы узнать, как «Маппа» поможет оптимизировать вашу логистику, заполните форму
Оставьте заявку — наш менеджер свяжется с вами в рабочее время в течение 30 минут
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.