Чтобы это понять, начните с анализа текущих процессов. Логистический аудит позволяет выявить слабые места и определить, какие операции требуют улучшения. В ходе аудита обратите внимание на такие параметры, как:
- время на выполнение каждой логистической операции,
- уровень автоматизации процессов,
- состояние складских запасов и логистику их перемещения,
- частоту ошибок при обработке заказов.
На основе аудита можно составить план улучшений, расставить приоритеты для изменений и установить конкретные метрики, по которым будет оцениваться эффективность оптимизации. Ниже перечислены самые распространённые проблемы, которые обнаруживаются в ходе аудита.
Много участников распределения заказов на транспорт А процессы распределения заказов не автоматизированы. Из-за этого диспетчеру приходится постоянно созваниваться со специалистами отдела логистики и водителями — тратить время на лишнюю коммуникацию.
Транспорт простаивает или ездит в холостую Ещё одно следствие того, что внутренняя логистика не автоматизирована. Логисты не знают, чем заняты водители, а водители — какую задачу им нужно выполнить. По статистике, простоит транспорта на производстве могут занимать
до 40% рабочего времени.
Более того, у сотрудников нет весогабаритных характеристик груза. Из-за этого автомобиль часто загружается неравномерно: например, за небольшой партией деталей приезжает многотонный грузовик.
У сотрудников много бумажной работы Логистам, сотрудникам склада, водителям и диспетчерам приходится заполнять огромное количество различных бумаг. Такая рутинная работа сказывается на производительности — отчёты составляются часами, и в них часто встречаются ошибки. А запросы на транспортировку ТМЦ между цехами и вовсе обрабатываются столько на следующий день.
Невозможно проанализировать эффективность работы транспорта У логистов и руководства просто нет данных о пробеге, расходе ГСМ и простоях автомобилей. Либо эту информацию приходится собирать вручную, что превращается в практически невыполнимую задачу.
Нет системы предупреждения о чрезвычайных происшествиях Диспетчеры и логисты узнают о поломке или нехватке автомобилей спустя какое-то время. Из-за этого нарушаются логистические цепочки внутри предприятия — начинает простаивать не только транспорт, но и производство в целом.
Система перераспределения ТМЦ настроена неправильно Эта проблема бывает в компаниях, у которых есть виртуальный центральный склад или единая система учёта запасов. В программе все ТМЦ формально числятся на одной площадке, в реальности же материалы и ресурсы распределены между складами цехов или филиалов.
Минус такого подхода в том, что при формировании потребности не всегда учитываются затраты на доставку материалов. Например, филиал «А» видит, что в системе есть 10 квадратных метров сетки-рабицы и заказывает этот материал. Только вот везти сетку будут со склада филиала «Б», который расположен на другом конце города.
Нормативно-справочная информация не нормализована Как правило, НСИ объединяется в справочники — например, справочник товарно-материальных ценностей. На него ориентируются не только снабженцы при заказе товаров и сотрудники склада при учёте всех ТМЦ, но и остальные подразделения, когда формируют собственные потребности.
Часто информация в справочниках низкого качества: много дублей (когда одни и те же материалы записаны под разными «именами»), ошибок и неточностей в названиях ТМЦ. Из-за этого не только растут неликвидные запасы, но и увеличивается время формирования заказов на складе. Как итог — растёт время доставки ТМЦ для конечного потребителя внутри организации.