Как управлять логистикой в 2025 году

Три развёрнутых совета на тему того, как повысить эффективность логистики в условиях неопределённости
В 2021 году контейнеровоз «Ever Given» заблокировал Суэцкий канал. Судам, которые хотели проследовать в Средиземное море, оставалось либо ждать, либо следовать в обход Западной Африки, что увеличивало путешествие сразу на две недели. Блокировка канала обходилась мировой экономике в 400 млн долл. в час

Такие форс-мажоры — не редкость. К внештатным ситуациям нужно быть готовым, даже если логистика вашего предприятия ограничивается одним городом. Ведь цепочки поставок могут рушиться как из-за техногенных катастроф, так и из-за внезапного ремонта дороги рядом со складом поставщика.

Поэтому сегодня рассказываем, как сделать работу транспортного департамента более устойчивой и подготовиться к вызовам, которые может таить 2025 год.

Содержание

Гибкость — как основа стратегии

В условиях неопределённости важно быстро реагировать на самые разные вызовы: от резкого роста спроса до необходимости перестроить логистическую цепочку. Именно поэтому логистическая стратегия должна быть гибкой. А руководителю стоит держать под рукой несколько сценариев развития ситуации.

Как этого достичь?

Пересмотрите систему формирования прогнозов. Гипотезы на основе аналитики прошлых периодов могут оказаться неточными. Особенно, если речь идёт о прогнозировании спроса, ведь его колебания сильнее всего влияют на логистику. Если позволяет структура компании, сформируйте сквозной план продаж и операций (Sales and Operations Planning, S&OP). В него должны входить как данные внутренних команд (например, продуктового маркетинга), так и внешних (поставщиков и покупателей). Такой гибкий план поможет оптимально распоряжаться ресурсами и точнее спрогнозировать будущее.

Найдите новых контрагентов. Если вы пользуетесь услугами транспортных компаний, не концентрируйтесь на одном подрядчике — выстраивайте связи сразу с несколькими перевозчиками. Диверсифицировать риски помогают и цифровые сервисы грузоперевозок. Они работают по «модели Uber» — помогают быстро найти транспорт и водителя подобно приложению для заказа такси. В сервисе могут зарегистрироваться только проверенные транспортные компании с хорошей репутацией. Поэтому их можно использовать как на постоянной основе, так и для решения оперативных потребностей в транспорте — например, в высокий сезон. Самые популярные платформы — это Worketa, Яндекс Магистрали и Smartseeds.

Данные — ваше главное преимущество

Создайте информационный хаб, куда будут стекаться все ключевые данные о состоянии цепей поставок и изменению спроса. В логистике этот принцип управления также называется «tower control» — дословно, «диспетчерская вышка». Её главная задача — поставлять качественную и оперативную информацию. Благодаря этим данным руководитель будет знать, сколько у компании ресурсов, сможет диверсифицировать риски и провести SWOT-анализ. В качестве «диспетчера» может выступать как команда логистов, так и сам руководитель.

Как этого достичь?

Цифровизируйте логистику. Внедряйте системы управления транспортом и складами, а также системы управления цепочками поставок. Такие платформы позволяют в реальном времени отслеживать состояние запасов, передвижение грузов и сроки доставки. А также оперативно реагировать на внештатные ситуации. Не говоря уже о том, что системы помогают оптимизировать логистику.

Внедряйте элементы IoT. Если у вас свой автопарк, установите умные датчики, например, в автомобили. Они будут снабжать TMS и штатных логистов дополнительной информацией. Современные технологии позволяют контролировать десятки параметров: от расхода топлива до степени износа шин. Как результат, оптимизировать плановые ремонты и избежать форс-мажоров из-за поломок транспорта.

Команда — центральный элемент

Сотрудники должны быть готовы быстро реагировать на изменения и работать в условиях повышенной неопределённости. При этом важно, чтобы коллеги понимали, зачем внедряются те или иные инновации и не возвращались к более привычным способам работы (например, ведению учёта по старинке в Excel).

Как этого добиться?

Оцените вовлечённость ваших сотрудников. Для этого попробуйте использовать стандартный опросник Gallup Q12 — его легко можно найти в интернете. Высокововлечённые сотрудники (индекс вовлечённости которых выше 80%) не только работают эффективнее, а также охотнее принимают изменения, исходящие сверху.

Создавайте кросс-функциональные команды, в которые входят сотрудники разных отделов. Например, для формирования прогнозов спроса — об этом упоминалось выше. Такие команды не только будут снабжать компанию качественной аналитикой, но и позволят укрепить связи внутри коллектива.

Правильно преподносите новшества. «Продайте» команде нововведения: показывайте не только преимущества, которая получит компания, но и выгоды, которые получит сотрудник. Например, объясните, что TMS не только помогает сделать доставку выгодной, но и облегчает работу логиста.

Обучайте персонал. Регулярное повышение квалификации позволит сотрудникам оперативно осваивать новые подходы. Особенно, если речь заходит о внедрении нового продукта. Например, после внедрения TMS, коллег нужно обучить работать в системе. Для этого можно привлечь сторонних коучей и даже целые команды.

А при внедрении МАППЫ тратиться на сторонних консультантов не нужно. Наши специалисты всегда проводят бесплатные интенсивы по работе с продуктом для сотрудников подрядчика.
Думаете о внедрении TMS? Проведём предпроектное обследование бесплатно!
Оставьте заявку — наш менеджер свяжется с вами в рабочее время в течение 30 минут
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.