Какие навыки должны быть у логиста в 2025 году

Разбираемся, какие soft и hard skills должны быть у профессионалов — сегодня и в будущем
На российском рынке всё ещё дефицит специалистов: логистике не хватает до 40% сотрудников. При этом отрасли нужны не только кладовщики и водители, но и управленцы. Например, спрос на менеджеров по логистике вырос на 38%, таможенных декларантов — на 35%, руководителей склада временного хранения — 32%.

Однако получить хорошую должность всё ещё не так просто. Многим нанимателям важно, чтобы кандидат знал иностранный язык. А транспортные компании часто ищут специалистов не просто с релевантным опытом, но с опытом работы «в поле». Например, на должности кладовщика или грузчика.

Узнали у экспертов, как выглядит «идеальный логист», а также стоит ли ждать сокращений в отрасли из-за искусственного интеллекта.

Содержание

Что должен уметь логист

Специализаций в сфере логистики много: бывают транспортные и операционные логисты, менеджеры по логистике и логисты по грузоперевозкам. На каждой позиции нужен свой набор навыков. Однако мы выделили основные качества, которыми должен обладать профессионал логистической сферы — вне зависимости от того, что входит в его зону ответственности.
  • Мыслить аналитически
    Любой специалист работает с огромным количеством данных. При планировании доставки последней мили нужно держать в голове десятки нюансов: знать, пройдёт ли грузовик под эстакадой на маршруте, сможет ли припарковаться на точке доставки и так далее. Некоторым логистам при планировании приходится учитывать даже погоду. Например, при доставке воды зимой важно не делать маршруты слишком длинными — иначе бутыли просто замёрзнут.

    Если сотрудник занимается мультимодальными перевозками или ВЭД, ему также нужно знать транспортное законодательство (иногда нескольких стран) и изучить таможенные процедуры. При этом важно не только держать в голове эту информацию, но и уметь её грамотно применять.
  • Уметь договариваться
    Логист — это организатор. Он настраивает бизнес-процессы, координирует участников всей цепочки и очень много общается. Причем, не только с руководством и диспетчерами, но и водителями, кладовщиками, а иногда даже и конечными клиентами. Поэтому специалисту важно уметь доносить свои мысли — и делать это максимально корректно.
  • Быстро принимать решения
    В логистике не всегда всё идёт по плану. Ситуации бывают разные: например, подрядчик сообщил неправильные габариты груза. Из-за этого на точку приехала неподходящая машина. Поэтому грамотный специалист должен уметь быстро решать возникающие проблемы. Причём самостоятельно — часто времени посоветоваться с руководством просто нет. Опытные профессионалы и вовсе держат в голове несколько планов действий на случай форс-мажоров.
  • Знать специфику предприятия 
    Как происходит инвентаризация на складе, какие алгоритмы приемки товара и так далее. При этом желательно изучить все эти нюансы на практике. Когда специалист знает, сколько времени в реальности занимает загрузка фуры и с какими трудностями может столкнуться водитель, он может точнее планировать логистические операции. 
  • Уметь работать с программами
    Не только с «экселем», но и продуктами 1С, WMS и TMS. Предприятия активно автоматизируют бизнес-процессы. Поэтому ищут специалистов, которые способны быстро осваивать новые системы. Некоторые руководители даже уверены, что в скором времени программы смогут если не заменить, то точно взять на себя часть обязанностей логиста. 

Смогут ли технологии заменить логистов?

Больше трети специалистов уверены, что искусственный интеллект не сможет выполнять их работу. Однако эксперты считают несколько иначе.
Руководитель направления регионального развития бизнеса FM Logistic в России Артем Хомышин считает, что WMS-продукты уже сейчас минимизируют зависимость от человеческого ресурса. А Александр Майер, IT-директор ПЭК, и вовсе уверен, что технологии смогут вытеснить человека из складской логистики. Уже сейчас ИИ может выполнять до 100% отдельных операций на всех этапах складской логистики.

Александр Майер также добавил, что внедрение TMS позволяет сократить 3-5% сотрудников отдела логистики. Однако пока что маловероятно, что ИИ полностью заберёт работу работников транспортной сферы: касается ли это линейного персонала или младшего, а также среднего менеджмента. И причина — сугубо экономическая.

Для масштабного внедрения сложных технологий потребуется полностью перестроить все бизнес-процессы, что затратно даже для крупного бизнеса. Например, срок окупаемости проекта по роботизации склада может составить 10-15 лет.

Какие навыки нужны логисту будущего

Даже через 10 лет технологии не смогут заменить человека в транспортной сфере. Однако требования к специалистам будущего станут выше. Логистика становится одной из самых цифровизированных отраслей. Поэтому многие эксперты считают, что более востребованными станут работники с базовыми навыками в IT. Понимание программных продуктов, а в некоторых случаях и знание языков программирования станут обязательными.

Но ещё сильнее вырастет спрос на логистов с развитыми soft skills, которые умеют выстраивать эффективное взаимодействие со всеми участниками цепи поставок. Коммуникабельность, умение решать конфликты, адаптивность и эмоциональный интеллект — это те навыки, которые машины не смогут освоить долгое время.

Вполне вероятен сценарий, когда ИИ и другие технологии станут не заменой, а помощником человека. TMS-системы уже сейчас берут на себя множество рутинных задач и помогают специалистам работать эффективнее. Например, внедрение МАППЫ помогает обрабатывать в пять раз больше заявок тем же штатом.
А чтобы узнать, как ещё МАППА может оптимизировать логистику вашего предприятия, заполните заявку
Оставьте заявку — наш менеджер свяжется с вами в рабочее время в течение 30 минут
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.