5 ошибок при организации доставки
Руководителям логистики и собственникам e-commerce на заметку: как не переплатить на «последней миле», сохранить рабочее время сотрудников и лояльность клиентов .
Ошибки в логистике на «последней миле» увеличивают затрат, приводят к задержкам и, как следствие, ухудшению сервиса. Сегодня говорим о том, какие пять ошибок в доставке приводят к снижению качества доставки и, как следствие, к потери клиента.

Содержание

Нет бесплатной доставки или снижения стоимости

По данным Яндекс. Маркет и Gfk Rus за 2021 год, 54% российских покупателей выбирают онлайн-магазины именно из-за бесплатной доставки. Поэтому всё больше компаний предлагают потребителям эту опцию. Также многие ритейлеры снижают стоимость от определенной суммы, когда покупки покрывают логистические издержки. Это стимулирует клиентов делать заказы на бóльшую сумму и сокращает количество брошенных корзин.

А вот ещё 4 преимущества бесплатной доставки — в цифрах и не только:


  • Повышение лояльности клиентов и покупателей;
  • 63% покупателей заявили, что именно бесплатная доставка побудила их порекомендовать магазин знакомым;
  • 61% покупателей оформят заказ, если доставка бесплатная или условно бесплатная (от определённой суммы заказа);
  • Компании, предлагающие бесплатную доставку, увеличили свои продажи на 58%-357% за 2 года.

Неправильный расчёт себестоимости маршрутов

Неправильный расчёт бьёт по рентабельности компании: перерасход средств на топливо, оплату труда курьеров и водителей и другие операционные расходы. Как результат — неэффективность использования ресурсов. Более того, руководство видит неправильную картину по работе отдела логистики. Это может привести к ошибкам в стратегическом планировании компании.

Самая распространенная причина некорректного расчета — человеческий фактор. Логист в условиях постоянной повышенной нагрузки может легко ошибиться. Выездные сотрудники могут ввести его в заблуждение по потраченному количеству топлива, километражу или времени работы. Сами расчеты занимают много времени, особенно при автопарке от 5 машин.

Более того, неправильный расчёт влияет на стоимость доставки для потребителя. В итоге магазин может потерять покупателей из-за брошенных корзин на этапе стоимости доставки. и предлагать худшие условия по сравнению с конкурентами.
Кстати, наш сервис оптимизации логистики МАППА автоматически рассчитывает стоимость маршрутов с учётом множества факторов (дорожная ситуация, время, количество точек и так далее). С МАППА ваши маршруты будут выстроены корректно и без опозданий.
Кстати, в последнем обновлении «МАППЫ»  добавили функцию автоматического расчета себестоимости маршрута.

Нет контроля водителей

Отсутствие четкого понимания, где прямо сейчас находится водитель, снижает эффективность отдела доставки. Логисты и менеджеры тратят лишнее время на коммуникацию между собой и курьером, чтобы сообщить клиенту. Водители могут безнаказанно нарушать сроки доставки, ехать не по маршруту. Офис в свою очередь никак не может отследить их KPI и качество работы.

Также это создает волнение и неудобство клиенту, если каждый раз ему приходится звонить в магазин, чтобы узнать, где посылка. Особенно это вызывает трудности, если курьер опаздывает. Опрос, проведённый OptimoRoute в 2021 году, показал, что 25% онлайн-покупателей с большой долей вероятности вернутся в интернет-магазин, если он даёт возможность отслеживать заказы онлайн.

Кстати, интересно этот процесс обыграли в Яндексе — покупатель видит все передвижения курьера на карте, а пока ожидает свой заказ, может сыграть в мини-игру.

Отслеживание водителей не только повышает прозрачность доставки для конечного потребителя, но и для логистов и менеджеров: специалисты в любой момент могут посмотреть, на каком этапе заказ и где конкретный курьер.

«И так всё влезет!»

При ручном распределении заказов по машинам, автомобили уезжают по адресам недостаточно заполненными. Средний коэффициент загрузки транспортного средства при неавтоматизированном управлении логистикой 70%. Особенно это актуально для перевозки нестандартных грузов: крупной мебели, древесины и пр.. В таком случае не всегда понятно, поместится ли позиция вообще внутрь.

При растущем объеме заказов водителям приходится несколько раз возвращаться на склад, чтобы "дозагрузиться". Тратится бензин, рабочее время, практически невозможно планировать точное время доставки. А для последней мили это особенно важно. В какой-то момент транспорта оказывается недостаточно даже при большом автопарке.

Для корректной загрузки транспортного средства можно пользоваться специальной формулой. Однако это подходит только для доставки коробок. Часто они разного размера и тогда на расчет уходит много времени, а результат может оказаться неточным.

Формула расчета коэффициента загрузки грузового транспорта
Количество заполненных погрузочных мест *
Вес или объем груза в каждом погрузочном месте
Общее количество погрузочных мест * Максимальный вес
или объем груза в погрузочном месте
100%

Нет нескольких вариантов доставки

Покупатели ожидают гибкости в выборе способов получения заказов. Крупные ритейлеровские сети снижают количество брошенных корзин за счет внедрения нескольких вариантов: самовывоз, доставка до ПВЗ, до двери клиента в определенный день и к определенному времени
По данным платформы RetailCRM и сервиса ЮKassa за лето 2024 года, 71% россиян выбирают доставку на ПВЗ как способ получения заказа из-за того, что могут получить ответы на вопросы у сотрудника.
Исправив перечисленные выше ошибки, вы сможете значительно сократить издержки и повысить эффективность службы доставки. Кстати, об оценки KPI отдела логистики мы писали в отдельной статье.
Задумались об автоматизации доставки?Получите бесплатный демо-доступ
к «МАППЕ» на 14 дней
Оставьте заявку — наш менеджер свяжется с вами в рабочее время в течение 30 минут
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.